Новое назначение в BBDO Moscow

15 мая 2015

Совсем недавно креативным директором BBDO Moscow стал Гатис Мурниекс. По случаю этого назначения Sostav.ru решили сделать совместное интервью Гатиса с его коллегой, действующим креативным директором Сергеем Кожевниковым. Интервью посвящено креативу, рекламе и работе в команде.



Чем для вас является реклама? 
Сергей: Это коктейль из бизнес-задач, социологических и психологических приемов. Все ингридиенты необходимо взболтать, но не смешивать, по желанию можно добавить элементы современного искусства. Кстати, последнее в российской рекламе появляется все реже. Подавать нужно разогретым, но не доводить до кипения. 
Гатис: Для меня реклама – это важная часть поп-культуры. Мы постоянно используем в своей работе приемы из кино, литературы и художественного искусства для того, чтобы убедить людей изменить свое восприятие окружающего мира, учитывая потребности клиента. В нашем обществе СМИ и реклама могут формировать ценности и индивидуальность людей точно так же, как и традиционные источники вроде образования, религии и государства. Со стратегической точки зрения я ощущаю себя скорее инженером, чем художником. Я убежден, что реклама – это ремесло, а не искусство. 
Какая для вас самая высокая оценка работы в рекламе? Ведь для искусства, бизнеса или мастерства критерии оценки могут быть разными. 
Гатис: Когда моя реклама застает людей врасплох, и я понимаю, что мне удалось украсть чуточку их времени. Мне важно рассказать историю, которая не воспринимается как реклама и которая бы отличалась от всего остального. Моя цель – сделать так, чтобы рекламой захотели поделиться. Я начал свою карьеру со стартапа, специализировавшегося на партизанском маркетинге, и основанного при финансовой поддержке Omnicom Media Group, и с тех пор верю, что нужно создавать рекламу, о которой люди сами писали бы и говорили, даже не подозревая, что вся история была кем-то проплачена. 
Сергей: Я оцениваю свою работу по нескольким критериям. Первый – эффективность кампании, т.е. полностью ли мы решили поставленные клиентом бизнес-задачи. Второй - это награды. Но наградой не обязательно может служить статуэтка одного из рекламных фестивалей. Награда – это общественное признание. Например, я до сих пор радуюсь, когда нахожу мои принты в подборках, посвященных креативной рекламе. 
Гатис: Что касается наград, то мой клиент PepsiCo (компания-производитель напитка Pepsi и чипсов Lays) говорит, что высшая награда за свои труды – это улыбка. И я с этим полностью согласен. Какие собственные проекты вы сами считаете наиболее успешными или «любимыми»? 
Сергей: Успех – это финальная точка, которая явлется окончанием процесса создания, т.е. всего самого интересного. Каждый текущий проект я спокойно могу назвать «любимым» , так как в нем уже заложены успешные наработки из прошлого, и есть потенциал на создание чего-то, что превзойдет предыдущие проекты. 
Гатис: Мне посчастливилось начать свою карьеру со смелыми клиентами, например, с Carlsberg, AXE, Vodafone, Sony. Проект оказывается успешен тогда, когда мы вместе с клиентом и креативной командой осмеливаемся на поиск инновационных решений. Порой это означает выход из собственной зоны комфорта, и ради этого я сам готов покинуть офис, чтобы вдохновиться или придумать новое техническое изобретение. Именно поиск делает меня счастливым, и я ни за что не променяю мою отрасль на какую-либо еще. В качестве примера могу привести проект для города в Латвии, для которого мы изобрели новую валюту и объявили город независимым государством, а затем получили за проект две золотые награды на одном из европейских PR-фестивалей. Или, например, создание логотипа для музыкального проекта в Риге (http://www.singyourownlogo.com), который всего за два месяца поддержало около 280 000 человек. А еще однажды мы сделали для бренда Carlsberg проект, в рамках которого отправили четырех друзей в открытое море на плоту из волейбольных мячей. 
Сергей: Я тоже испытываю удовлетворение от преодоления барьеров. Чем больше преград, тем больше чувство удовлетворения. Такие проекты становятся наиболее ценными для меня самого. 
Гатис: Мне импонирует философия датского архитектора Бьарка Ингельса, который как-то сказал: Yes is more. Чем больше у тебя трудностей и препятствий, тем лучше может стать твоя работа, потому что ты пытаешься решить все задачи в условиях большого количества ограничений. Как мы знаем, для креатива очень важно иметь ограничения. Ты находишь решение, к которому не был готов никто другой, потому что они не принимали все эти рамки. И я полностью согласен с Сергеем. Чтобы иметь вдохновение в будущем, нужно выполнять сложные задачи уже сейчас. 
Вы пока недолго работаете вместе. Чувствуете ли вы себя тандемом или работаете независимо? 
Гатис: Пусть Сергей ответит на этот вопрос. 
Сергей: Хорошая у тебя реакция, Гатис (оба смеются). 
Да, мы пока что недолго работаем вместе, но, по моим ощущениям, у нас во многом совпадают взгляды, мнения и есть одинаковые критерии оценки. В принципе, за короткий промежуток времени и под действием стресса у нас неплохо получилось понять друг друга. 
Гатис: Мне кажется, решение сидеть вместе в небольшом помещении говорит само за себя. Я всегда придерживаюсь мнения, что среда не имеет значения, гораздо важнее, с какими людьми ты работаешь. И я могу сказать о Сергее только самое положительное. У нас пока не было в работе спорных моментов, и я не вижу причин делиться на хорошего и плохого полицейского. Сергей правильно заметил, что у нас есть точки соприкосновения и взаимопонимания. И это хорошо. Нет ощущения разделения ролей, когда к нам обращаются сотрудники по тому или иному вопросу. 
Сергей: При этом, у нас нет каких-то предварительных договоренностей и заготовленных решений. Мы все разрабатываем совместно.
Изучали ли вы работы друг друга? Можете ли назвать что-то, что нравится больше?
Сергей: Мне понравился проект открытия государственной библиотеки в Латвии, который сделал Гатис. Одно только название проекта выбивается из привычного контекста. 
Гатис: Сегодня как раз смотрел ролик Сергея с «колбасопроводом» для бренда «Клинский». Мне он понравился. Ролик демонстрирует, что даже для такого банального продукта, как колбаса, можно придумать очень оригинальную коммуникацию. Мне кажется, круто, что в России кто-то для колбасы делает ролики, которые можно подавать на фестиваль в Каннах. 
Сколько лет вы в рекламе вообще и в BBDO в частности? 
Сергей: Я, наверное, в рекламных агентствах где-то 14 лет, а суммарный стаж в BBDO – около 5 лет.
Гатис: Это мой девятый год в рекламе. А в BBDO Moscow я уже работал в 2010 году где-то полгода. Но потом решил вернуться в Латвию по простой причине – любовь. Все дело в том, что незадолго до переезда в Россию я влюбился, а через шесть месяцев осознал, что чувства важнее, потому что к работе всегда можно вернуться. Возвращение случилось спустя пять лет и с девушкой мы по-прежнему вместе, чему я несказанно рад. За время «между BBDO» я успел поработать в государственной библиотеке Латвии на общественных началах, а до этого два года возглавлял McCANN в Латвии – занимал должность управляющего и креативного директора. За это время мы установили рекорд на рынке, выиграв семь тендеров подряд, включая BMW Nordic. А еще раньше, я на протяжении двух лет был креативным директором в DDB в Риге. До BBDO у меня в 2007 году был свой стартап, который буквально через год после основания был назван агентством года на Golden Hammer.
Можете перечислить свои фестивальные достижения? 
Гатис: Я являюсь одним из самых награждаемых людей в рекламе в странах Балтии. Это напрямую связано с тем, что мне посчастливилось убедить клиентов выйти за пределы обыденности. Большинство моих наград я получил за интегрированные, диджитал или PR кампании, которые были вручены на региональных рекламных фестивалях, таких как ADC и Golden Hammer. Я являюсь призером лучших интегрированных и диджитал кампаний в Латвии за 2010, 2012, 2014 и 2015 год. Кстати, на прошлой неделе на фестивале ADC моя работа для Национальной библиотеки Латвии была удостоена трех золотых медалей и Гран-при. 
Сергей: И ты даже никому об этом не сказал! Скромный такой… (смеются) 
Гатис: Я действительно нигде об этом не упомянул, потому что не смотря на то, что мне было приятно получить признание, оказанное нашему проекту и креативной команде, мне абсолютно не хочется предавать широкой огласке вещи такого рода. Честно говоря, у меня нет специальной полочки для всех моих наград. Я не такой человек. Если уж по-честному, я даже не представляю, где находятся все мои награды. Я убежден в том, что ты хорош на столько, на сколько хороша твоя работа в данный момент. Поэтому очень рад оказаться в команде BBDO Moscow. 
Сергей: У меня спокойное отношение к наградам. Я их периодически получаю на региональных фестивалях, которые ценятся на рынке – это Red Apple, КМФР, Epica, Golden Hammer, Golden Drum, «Идея», Effie, Clio. Учет наград я нигде не веду. Хотя недавно эта информация понадобилась, когда меня пригласили судить КМФР. Пришлось считать полученные награды, но я запутался, потому что за этим не очень слежу. Мне просто хочется, чтобы, так скажем, поток наград не прекращался. Когда за год получаешь не так много призов, чувствуешь, что что-то пошло не так. Но в целом особого значения наградам я не придаю. Стараюсь больше фокусироваться на текущих бизнес-задачах клиентов и искать в них потенциал.